Убеждения

Убеждение №1: «Ни одно убеждение не является верным»

Как рождаются убеждения и как потом с ними жить.

Могу вам сказать убеждение №1, самое главное в жизни: «Ни одно убеждение не является верным». Многие не согласятся, ведь у каждого из нас есть масса таких неписаных правил, которые с успехом управляют нашей жизнью. Кто-то возразит «Да нет же, это я управляю своей жизнью». Ты точно в этом уверен?

Скажи, когда ты понял, что тебе что-то нельзя? Ведь когда-то тебе было можно всё: засовывать пальцы в розетку, рисовать на обоях, спать на полу в прихожей. По мере взросления в голове человека формируется целый пласт убеждений, которые он считает «общественными». Начинаются они обычно со слов «так не принято». Что любопытно, этот набор «общественных» убеждений у каждого человека свой, личный. Он зависит от воспитания, от окружения, от оценок окружающих и от того, насколько они активны в своих оценках.

Один мой знакомый психолог говорит, что часто это происходит потому, что родители манипулировали, исходили из оценок в своей любви. Хорошо себя ведёшь — любим, плохо — не очень. Всё это легко понять на простом примере. Многие из нас убеждены, что показывать свои эмоции по какому-либо  поводу не стоит. Кто-то вообще уверен в том, что лучше никак
себя не проявлять. Откуда это берется? Кто вообще установил эти правила и ограничительные линии? Папа с мамой.

Почему они это делают? Вспомним, как часто в детстве родители на наши восторженные возгласы отвечали нечто вроде: «Не кричи, не мешай» или «Плакать стыдно». Какой вывод делает ребенок? Что его таким не принимают, что проявлять свои эмоции – плохо, а показывать себя настоящего — скверно, стыдно, только людям мешаешь.

При этом у родителей действительно есть несколько интересных убеждений. Первое - «Мешать другим – это очень плохо». Второе – «Ребенок должен слушаться». Они уверены, что ребенок – неразумное существо, которому наказанием

объяснить проще, чем указать на настоящие причины. Ребенок же интерпретирует всё это вообще по-своему. Он находит себе какое-то убеждение по этому поводу и дальше живет с ним, даже если это убеждение конкретно у него не работает. Он решил, что показывать себя настоящего и свои эмоции неправильно – и так и живет.

Я часто вижу рядом с собой таких вот родителей с детьми, смотрю на методы воспитания, которые за годы мало в чем изменились, и нахожу много подтверждений своему тренингу. Увы, большинство правил установлены совершенно не нами, но мы по инерции продолжаем им следовать. При этом они здорово ограничивают нашу жизнь, привносят в неё много
барьеров и не позволяют нам быть по-настоящему счастливыми.

Всё это называется «родовая трансляция убеждений».

Маму наказывала бабушка, мама наказывает тебя, ты будешь наказывать своих детей. Родовая передача убеждений через наказание и метафизический удар по голове. Есть, кстати, хороший пример из НЛП, про женщину, которая, когда жарит мясо, всегда маленький кусочек отрезает. У нее большая сковородка, она кладет кусок мяса, маленький кусочек отрезает и выкидывает или откладывает куда-то. Когда ее спросили,  почему, она ответила:

– Так правильно.
– Почему?
– Меня мама так научила.
– А мама почему?
– Ее бабушка научила
– А бабушка почему?

В итоге добираются до прабабушки, у которой была маленькая сковородка.

Это убеждение, которое прошло тяжкий путь. Интересно, что когда какой-либо опыт интегрируется в убеждение, оно объясняется не «знаешь, у меня маленькая сковородка, поэтому я так жарю», а «ты должен так, это правильно, так принято». Как в идеале должны появляться убеждения?

Ты что-то попробовал – получилось, поэтому опытным путем решил, что так получается. Попробовал по-другому – не получилось, потому решил, что так не получается. Потом контекст изменился, время прошло, ты эти убеждения все оспариваешь – может, там просто условия были такие, что не получилось. Иначе что же получается – один раз меня девушка послала, я больше к девушкам не подхожу? Нет.

Убеждения — это то, что определяет твою жизнь, это твой инструмент, который должен тебе помочь. Моим источником убеждений являются мои цели. И, исходя из того, что я хочу, я придумываю себе убеждения, которые меня в этом поддержат. А второе – это опыт. Если я каждый раз, прыгая с этого балкона, ломаю себе ноги, то я делаю вывод, что не стоит прыгать с этого балкона, если внизу пожарные не натянули брезент.

Мне кажется, это именно то, как убеждения должны формироваться на самом деле. В этом случае они действительно будут выполнять свои непосредственные функции.


0 коммент. to "Убеждения"

Отправить комментарий